Гуны материальной природы

001Когда мы совершаем тот или иной поступок, часто даже не задумываемся, что же нами руководит или побуждает к действию. Вспыльчивость или же наоборот – ледяное спокойствие, хаос и обидчивость, мстительность: всё это возникает в нас не просто так. Весь мир подчиняется влиянию энергии, которая постоянно меняется, что сразу же или постепенно сказывается на грубых структурах окружающего мира. Повысилась в природе Агни, и стала засуха, Вайю принёс Ялу, и она притянула воду, и пошёл дождь… Всё, что мы видим вокруг, имеет свою собственную составляющую, основу или, если хотите, фундамент. Весь мир состоит из 5 элементов, об этом мы уже говорили здесь. 5 элементов формируют предмет, но как будет действовать этот предмет на нас или на окружающий мир — за это отвечают немного другие энергии. Любое действие будет иметь какое-то влияние на то, на что оно направлено или на того, с кем контактирует. Вот именно за качество или характер этого действия отвечают энергии, которые в Аюрведе называются гунами. В переводе с санскрита «гуна» — нить, верёвка, то есть то, что нас привязывает нашими же действиями.

002Всё что мы видим вокруг кому-нибудь принадлежит и кем-нибудь контролируется, также и гуны являются подконтрольны Майи – энергии материального мира. Майя даёт нам иллюзии и заставляет нас в них верить: в детстве мы думаем, что детство вечно и мы никогда не повзрослеем, повзрослев, мы думаем, что мы ещё молоды и у нас ещё всё впереди, став старше, мы понимаем, что времени осталось очень мало и нужно успеть всё сделать и успеть счастливо пожить, будучи в старости, мы вдруг понимаем, что мы не успели самого главного – счастливо пожить и всё успеть. Делая что-то сегодня, мало кто задумывается о том, какую оценку он этому даст завтра, да и о завтра мало кто задумывается. Аюрведа тесно идёт с философией, и одной из первостепенных задач стоит научить пациента задуматься о том, что будет завтра и ощутить себя в «сегодня», приоткрыть завесу иллюзии, показав истинное положение вещей. Любые заболевания нам даются для того, чтобы мы остановились, выдохнули и задумались о себе…куда мы бежим и почему мы болеем.

003Девочка Аня сидит в песочнице, мама ей не позволила помогать готовить черничный пирог, боясь что дочь «напомогает» так, что хорошо, если дом не спалит, да и вообще Аня на кухне – это хуже, чем Татаро-монгольское иго со всеми своими предводителями в одном месте. Когда на прошлой неделе Аня помогла маме готовить суп, мама только на 3 минуты отошла, от добавок в супе даже тараканы совершили акт миграции к соседям. От безуспешного спора с ничего не понимающими взрослыми и нерастраченности своего внутреннего женского потенциала, надув губы как вареники с картошкой, Аня решила печь куличи из песка и кормить своими шедеврами паразита Петьку – даром что ли он её обхаживает. Вчера вот конфету подарил, позавчера за косы дёргал… правда конфета была немного грязная и в песке, но мог бы и сам «схомячить», ан нет, паразит, угостил. За косы дёрнул сильно, но любя, иначе бы не дёргал так сильно, пришлось отстаивать свои честь и достоинства – заплакать и пожаловаться маме. А потом, радостно посасывая Чупа-чупс, подаренный Петькиной мамой в знак утешения, простить этого стервеца и решить, что он самый идеальный мужчина, только сопливый.

Налепленные куличи из песка с сахаром из белого песка и изюмом из гальки у подъезда получились на славу, только этот гад не то что есть их не стал, но и сломал всё, кидая в неблагоприятное время вышедшего кота Пирата. Если посмотреть на набор действий малолетних карапузов, то можно их действия соотнести с Гунами материального мира, побуждающих к тем или иным действиям.

004Когда Аня решила помочь маме, привелась в действие гуна Саттва, гуна благости, искренности. Когда нами движет желание благородства, самоотдачи без ожидания плодов своего труда, тогда действует гуна Саттва. Когда Аня решила печь кулички из песка, тут включилась гуна Раджас. Гуна действия, но вызывающая привязки к действию, ожидания плодов своей работы. Когда мы делаем, пусть даже и благородные вещи, но при этом стараемся извлечь из этого действа максимальную выгоду для себя, вступает в силу гуна Раджас. Когда этот кучерявый паразит в веснушках швырял почём зря кулинарные шедевры в местного Пирата, это было разрушительное действие Тамаса. Гуна Тамас – это энергия завершения и, в то же время, разрушения. Гуна Тамас действует как разрушающий фактор, тянущий нас к невежеству, причинению насилия. Тамастичным образом жизни можно назвать наркоманию, алкоголизм и прочие поступки, которые разрушают как тело человека, так и его личность, приносят беспокойство окружающим. Все тамастические поступки ведут к какому-либо причинению насилия.

Материальный мир не может быть без действия, находясь здесь мы должны действовать: даже лёжа без движения на диване, мы думаем, лежим и дышим, что тоже является действием. Невозможно вырваться от уз действия, но можно поменять мотивы своей деятельности, что благоприятно скажется на нас, приблизив нас к гармонии и единству с собой, своими мыслями, чувствами и желаниями. Любая деятельность в своём составе имеет все 3 гуны, но преобладает всегда какая-то одна.

005Когда Петя, начитавшись книжку про Тимура и его команду, сколотил свою «банду», они решили делать обход дачных участков в надежде поймать хулиганьё, обносящее фруктово-ягодные закрома приусадебных хозяйств. На 2 день ночных бдений вся артель воришек, после непродолжительной погони с перепрыгиванием через заборы, была схвачена и жестоко налуплена крапивой. Охрана дачных угодий под спокойный храп крестьян огородников дело, конечно, благородное, но если мотивы Петьки были спасти сады от плодожорок в виде ночной шпаны, то этот благородный жест можно отнести к Саттве. Ночные бдения под храп крестьянской братии – это уже деятельность в Раджасе, ведь присутствовала в любом случае привязка к результату и желание результата как оного. Более того, активную погоню с криками и не Лермонтовскими выражениями тоже можно отнести как активную быструю деятельность без спокойствия, нерасторопности и созерцания внутренней красоты вкупе с гармонией в единстве многообразия окружающего мира. А вот стаскивание портков с пойманной шантрапы и хлёсткое вколачивание целебной силы крапивы по методу Геннадия Малахова в полукруглые ягодицы молодёжи, есть самосуд, характеризующийся влиянием гуны Тамас, пусть хоть и справедливый самосуд, но в единстве и многообразии всего материального мира нет плохого-хорошего, есть лишь разные проявления той или иной энергии.

Если разбирать пример хулиганья, то воровство с приусадебных огородов конечно же Тамас, но бережный обнос плодово-ягодных культур без варварского отношения со сломом стволов, ветвей и вырыванием самих растений, аккуратное передвижение вдоль грядок – это Саттва. Деятельность как таковая – это Раджас, ведь не просто рвали, а рвали что покрасивее, поспелее и вкуснее, чтобы уж если и получать, то чтобы было за что.

006Аспекты знания и вечных истин находятся под влиянием Саттвы, то что имеет двойственность — под покровительством Раджаса, знание касающееся материальных аспектов находится в гуне Тамаса. К вечным истинам можно отнести вечные истины, такие как помощь ближнему, защита слабых, не обманывать и не обладать корыстью. К аспектам знания можно отнести знания о мире (астрономия), о человеке (анатомия) и т.д., к двойственности можно отнести влияние Марса во время лунного затмения на развивающуюся популяцию кроликов, находящихся под действием радиации в невесомости. К Тамасу отнесём знание которое нас привязывает к материальным вещам —  например строительство эпохи коммунизма, разработка новых систем вооружения, компьютерных программ, разработка различных сооружений или создание кроссвордов, в общем всё то, что не содержит в себе какой бы то ни было духовный прогресс, но привязывает нас к «Вконтакте», «Одноклассникам», новым гаджетам и «быстросупам».

Таким образом, на что бы мы не посмотрели, какой бы пример не привели, всегда своё действие оказывают на нас все 3 гуны, просто какая-то больше, какая-то меньше, какая-то вообще едва проявлена. Самое главное в любом действии, это мотивация действия, причина, почему мы это делаем и для чего. Если причина, лежащая в основе деятельности, имеет природу Саттвы, то всё действие, какое бы оно ни было, переходит под влияние этой гуны. Хороший пример можно привести с воином, который участвует в боевых действиях по обороне своего государства. Его мотивация – это долг перед людьми, королём, защита своей семьи и будущих поколений. Хотя война в общем понимании – это Тамас и Раджас, а Саттвой там даже и не пахнет.

007Гуны рассредоточивают сферы своего влияния не только на каком-то виде деятельности, но и на территориях, местах проживания и вообще везде, заполняя собой всё пространство нашего мира. В Шримад Бхагаватам 11 песня глава 25, говорится про место жительства относительно Гун: жизнь в лесу считается Саттвичной, в городе — под влиянием Раджаса, в месте с азартными играми — Тамас. Пища цельная, чистая и получаемая без больших усилий, не осквернена негативными энергиями при сборе, находится под крышей Саттвы. Попробуйте набрать малины, под рычание недовольного медведя с противоположной стороны куста, малинка то будет с душком…:-) пища обработанная, дающая немедленное удовлетворение чувствам, лежит в энергии Раджаса. Пища же нечистая, увеличивающая страдания тому, кто её получает или от кого её получают, находится в Тамасе. Получается, что самая чистая пища это овощи и фрукты, сорванные с грядки у себя в огороде, но мало того, что это нереально для большей части населения планеты, но и сырая пища далеко не всем полезна, вызывает излишнюю слизь в организме и разбалансирует доши. Также каждая пища имеет свои определённые «ареалы обитания». Сложно представить эскимоса с яблоком или баклажаном среди сотен километров снега вокруг, смотреться немного будет нелепо… Пища при приготовлении получает влияние той или иной гуны во время всего процесса готовки, но благодаря соблюдению определённых правил, мы можем получить пищу благоприятной для нас гуны.

Все мы обеспокоены поиском счастья, думая о нём и ища его, плутаем в коридорах жизни, постепенно уходя вглубь, и теряя своё «Я» в лабиринтах иллюзий. Счастье находится не где то, оно внутри нас. Если мы будем удовлетворены им, Саттва будет нам в помощь, если будем искать счастье в чувственных наслаждениях, Раджас нам в помощь. Наркотики, желание власти и прогрессирующий алкоголизм принесёт Тамас в нашу прекрасную жизнь, перечеркнув слово «счастье» в одном из самых прекрасных его пониманий.

008Однажды ученик пришёл к учителю и попросил его рассказать, как плохое может помочь хорошему, и как хорошее может послужить плохому. Учитель показал на тонкую верёвку, которая перевязывала его одежду и служила вместо ремня.

— «Гуна» – означает «верёвка», верёвка изготавливается путём сплетения трёх пучков волокон. Вначале получившиеся волокна нити скручиваются вместе, формируя одно волокно, после чего скручивается второе и третье волокно. В конце получившиеся нити трёх волокон переплетают вместе. Таким образов верёвка становится очень прочной. Точно также в результате смешения трёх гун материальной природы: Саттвы, Тамаса и Раджаса – появляется результат деятельности. Затем они опять смешиваются и это происходит снова и снова. В результате получается крепкая верёвка состоящая из гун, переплетённых бесчисленное количество раз. Таким образом Майя связывает нас сильнее и сильнее и мы не в состоянии освободиться своими силами от пут иллюзорной энергии. Человек должен трудиться тяжело для поддержания своего существования. В то же самое время, в материальной жизни, человек словно пламенем охвачен страхом, потому что не знает, что произойдёт в следующий момент. В конце концов все надежды человека на его планы на счастье в этом мире прерываются смертью. Гуны можно сравнить с цветами: красным, зелёным, синим. Цвета всего три, но перемешиваясь они создают все остальные цвета. Именно от нас зависит, какое волокно мы вплетём поверх всех волокон и каких красок добавим вокруг себя.

Таким образом «разбор полётов» в гунах можно считать оконченным, снимите шлемы и расстегните ремни – теперь вы сами можете разбираться что полезно, а что нет, что принесёт в вашу жизнь спокойствие и удовлетворение, а что добавит хаоса и разрушения. Можете понять и осознать, на каком пути и жизненном этапе вы находитесь и решить, стоит ли продолжать по нему идти или же стоит пересмотреть цели, сменив весь курс в противоположную сторону.

009

Понравился текст? поделитесь им